Корабельникова Вера Владимировна

Духовно-нравственное воспитание детей через освоение культурного наследия родного края

 Духовно-нравственное воспитание детей

через освоение культурного наследия родного края

 

Воспитатель д/с «Березка»

Корабельникова В.В.

 

 

Дошкольный возраст – время начала становления личности, формирования и развития человека, как полноценного члена общества, поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, нравственные и эстетические качества, патриотизм, развивать их по всем ведущим направлениям: духовно-нравственному, социальному, познавательному, художественно-эстетическому, физическому.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Наше современное общество – это общество, постепенно выбирающее приоритетным способом социализации агрессию. Оно неуклонно идет к самоуничтожению из-за принятия чуждой нам идеологии, культуры, образа жизни и уровня самосознания, пропагандируемых СМИ. Человечность в отношениях между людьми утрачивается. Потребительские наклонности приводят к неспособности человека гармонично сосуществовать с самим собой и окружающим миром. Духовность и нравственность стали почти обузой для современного российского общества.

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое и гармоничное развитие человека. Одним из основных направлений моей деятельности и работы коллектива детского сада №1 «Колокольчик» является духовно-нравственное воспитание детей через освоение культурного наследия родного края. Цель работы нашего коллектива – формирование представлений у детей о таких ценностях, как доброта, любовь, семейные отношения, щедрость, дружба, милосердие, великодушие и порядочность.

 Задачи работы:

– воспитание у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, поселку, Родине;

 – формирование навыков культурного поведения, социально- общественных качеств.

Невозможно воспитать духовного человека только через призывы быть добрым, отзывчивым, внимательным, снисходительным. Воспитывать духовность нужно с самых элементарных качеств: самообслуживания, уважения чужих интересов («мама спит, нужно не шуметь», «поделись конфетой»), терпимости («ты быстро оделся, а бабушка – нет, она старенькая», «помоги бабушке найти очки»), быть снисходительным к пожилым людям и т.д. Упущения в воспитании таких качеств обязательно скажутся во взрослой жизни.

Духовное развитие заключается в освобождении от принуждения извне, когда ценность принимается личностью не под давлением.

В формировании всех этих качеств огромную роль играет семья. Семья всегда воспитывает детей по своему образу и подобию, формирует характер и нравственность ребенка всем строем своей жизни. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей должно отличаться индивидуальностью, неповторимостью, любовью.

Любовь – одно из важнейших сфер семейного взаимодействия, она должна быть способна на сострадание, терпение, сочувствие, принятие человека таким, какой он есть.

Любовь родителей к ребенку – залог его психического здоровья. Любовь в будущем помогает ребенку справиться с трудностями подросткового периода. Сочувствие, одобрение, как подтверждение общего расположения к себе – необходимое условие для обеспечения общего душевного спокойствия и уверенности ребенка в себе. От родителей требуется в день не менее 8 минут таких проявлений к ребенку.

Наша работа направлена на формирование семейных традиций,

представлений об истории поселка, на формирование музейной культуры и исторической памяти у воспитанников  и родителей, на создание условий для духовно-нравственного развития детей, на формирование необходимости сохранения семейной истории, как части истории страны.

А сейчас, уважаемые родители, хочу вам дать рекомендации, как организовать с детьми «Путешествие в прошлое», что связано с той же исторической памятью, чтобы не быть «Иванами, не помнящими родства».

Расскажите ребенку о том, как вы были детьми. Рассмотрите вместе с ним семейный альбом и расскажите о людях, которые запечатлены на фотографиях рядом с вами. Рассматривая фотографии, обращайте внимание на то, как вы одевались в детстве, как в детстве одевались ваши родители; если на фото есть какие-либо другие детали - расскажите о них.

Вспомните, в какие игры вы играли в детстве, с кем. Какие у вас были игрушки и как вы в них играли. Как выглядел дом или комната, где вы жили, на чем вы спали, где делали уроки.

Если вы знаете о происхождении вашей фамилии, расскажите об этом ребенку. Постарайтесь воспитать  в нем чувство гордости за свою фамилию с детства.

Обязательно расскажите сыну или дочери, как ваша семья оказалась в тех местах, где вы живете сейчас. Откуда вы приехали, на какой улице жили вы или ваши родители раньше и как вы переехали в этот дом.

Расскажите ребенку о том, как изменилась жизнь семьи, когда родился он и его братья и сестры. О том, как вы ждали его появления, как обрадовались, когда он, наконец, родился. Как вы выбирали для него имя. Расскажите малышу, кто помогал вам, пока он был маленьким. Вспомните смешные случаи из его детства, первые слова, сказанные им. Пусть у ребенка возникнет ощущение, что он был желанным, что близкие люди ждали его появления и приняли его как нового члена семьи.

Расскажите какой-нибудь необычный случай из вашей жизни или из жизни ваших родителей (бабушки и дедушки).

Не стоит рассказывать все за один день, очень важно остановиться до того, как ваш сын или дочка заскучают. Пусть лучше малыш с нетерпением ждет продолжения, обещанного на завтра.

Старайтесь искренне отвечать на все вопросы, которые возникают у вашего малыша во время рассказа. Зачастую в истории семьи есть моменты, которые мы пытаемся скрыть от детей. Конечно, кроме вас, никто не может решить, о чем говорить с ребенком, а о чем промолчать, но помните, что дети очень хорошо чувствуют неискренность взрослого. А вот понимать и прощать они порой умеют лучше, чем многие взрослые.

Чтобы не запутаться во множестве имен, нарисуйте вместе генеалогическое древо, причем тоже не за один вечер, а постепенно, двигаясь вслед за историями, дорисовывайте новые веточки. Если не сохранились фотографии ваших предков, можно попросить ребенка нарисовать портреты прадедушек и прабабушек - так, как он их себе представляет по вашим рассказам.

Поверьте, вечер воспоминаний доставит удовольствие не только вашему ребенку, но и вам. "Семейная история" - это хороший повод, чтобы навестить и бабушку с дедушкой, если они живут неподалеку. Возможно, вы тоже откроете много нового для себя.

4 апреля 2017 в 22:33

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.